2025, Святослав Иванов.
На заставке этого выпуска блога Святослава Иванова «Буквы Кадры Звуки» имеется фото улыбающегося Егора Летова и надпись «Почему русский рок такой весёлый?». Интрига подвешена умело, и у Иванова было полчаса на то, чтобы доказать, что он не так уж преувеличивает степень весёлости русского рока. Впрочем, собственно заголовок выпуска содержит фразу «Веселее, чем кажется», что более соответствует содержанию. Автор приводит примеры русскоязычного камеди-рока от 80-х до нулевых годов, и их действительно оказывается на удивление много. Увлекшись, Иванов даже пытается классифицировать разные периоды юмористического рока в духе «три этапа, три составных части», но потом осекается и признаёт эти свои расклады сугубо субъективными.
В позднесоветские годы юмор и абсурд стали способом обойти цензурные запреты. Примеры шуточных песен Святослав Иванов находит даже у «Гражданской обороны», «Звуков Му» и «Кино», не говоря уже об «Аквариуме», «Ноле», «Детях», «АВИА», «Странных играх», «Н.О.М.е», «АукцЫоне» и «ДК». Социальную критику позволяли себе даже «Рок-Ателье» и «Зодчие», пусть и маскировали её под некие театрализованные пародии.
Настоящий расцвет «камеди-рока» пришёлся на 90-е и нулевые годы. К слову, я сомневаюсь, что хоть кто-то из десятков упомянутых Ивановым коллективов относит себя к этому жанру, но список получился действительно впечатляющий: «Ногу свело», «Манго-Манго», «Колибри», «Пеп-Си», «Ляпис Трубецкой», «Жуки», «Леприконсы», «Запрещённые барабанщики», «Два самолёта», «Доктор Александров», S.P.O.R.T., «Кирпичи», Найк Борзов… Некоторые из них остались «артистами одной песни», причём юмористической. Появление «Нашего радио» способствовало увеличению количества (и качества) песен-мемов, так как они хорошо разбавляли в эфире суровый пафос лидеров русского рока. Впрочем, и сами лидеры не отставали: та же «Медведица» «Мумий Тролля» - что это, если не камеди-рок? Параллельно своё оригинальное чувство юмора демонстрировал «Сектор Газа», чуть позже – «Король и шут» и «Ленинград».
Про «Ленинград» автор подробно рассказывать не захотел, зато уделил много времени группе «Несчастный случай», представив довольно странный взгляд на творчество Алексея Кортнева и Ко. Последним же ярким образцом «камеди-рока» Иванов считает группу «Валентин Стрыкало». Что было дальше? Песни-мемы окончательно ушли в интернет, а русский рок во многом утратил влияние на души поколений. Есть ли в нём сейчас юмор, по большому счёту мало кого интересует.Алексей Мажаев,
↑