Звук реверберации, который слышен на современных записях, почти всегда генерируется цифровым способом. 1978 год представляет собой примерный водораздел между «ретро» и «современным» студийным звуком, и одной из причин (наряду с самой цифровой записью) является появление примерно в то время цифровой реверберации.
Большая часть цифровой реверберации создается путем комбинирования очень многих отдельных задержек, что было просто вне диапазона аналоговой электроники. Первоначальной целью было создать убедительную имитацию естественной реверберации зала, и ранние цифровые устройства, безусловно, были намного более успешными в этом отношении, чем существующие устройства пластинчатой реверберации. Lexicon 480L установил эталон, который простоял пятнадцать лет, и цифровой ревербератор быстро стал стандартом во всех студиях, кроме самых простых. Однако в последние годы более сложные методы моделирования реверберационных характеристик реальных пространств еще больше подняли стандарт, и сравнительно резкий звук ранней цифровой реверберации сам по себе приобрел немного «ретро» статуса пластинчатой / пружинной реверберации!
Технология революции цифровой обработки нашла свое отражение в трех основных типах реверберации:
19 ”стойка
Lexicon 480L изначально стоил дороже, чем большинство автомобилей, но одно из основных правил современных технологий состоит в том, что обработка становится все дешевле и дешевле. К началу 90-х годов цифровая реверберация была доступна для домашних проектных студий, обычно это были 19-дюймовые процессоры FX, монтируемые в стойку.
Педаль FX
Гитаристы вскоре захотели использовать на сцене цифровую реверберацию студийного качества. Характерный звук гитары 80-х с «большими волосами» во многом является продуктом цифровой реверберации - звука, сильно отличающегося от весеннего ревербератора. Такие группы, как U2 и Simple Minds, звучали бы совершенно иначе без цифровой реверберации (и, конечно же, цифровой задержки). В то время как игроки высшей лиги могли позволить себе взять Lexicon в дорогу, цифровая реверберация для масс прибыла в виде компактных педалей от таких компаний, как BOSS и Digitech.
Педали остаются центральным элементом концертных установок большинства гитаристов. В настоящее время и педали, и стойки обычно предлагают имитацию классических звуков пружинной и пластинчатой реверберации, а также звука холла, который стал настолько важным для рок-гитар 80-х.
Плагины
Как и большинство аспектов музыкальной технологии и записи, цифровая реверберация вышла за рамки специального оборудования. Еще в конце 90-х большинство коммерческих студий звукозаписи использовали специализированное записывающее оборудование, тогда как программная запись была новым интересным явлением. Сегодня эта ситуация почти полностью изменилась. Передовые разработки в области музыки и звукозаписи обычно в первую очередь приводят к появлению нового программного обеспечения, даже если позже они находят свое применение и в оборудовании. Реверберация не является исключением из этого правила - технология «свертки» привела к появлению нового поколения программных ревербераторов, которые эффективно «семплируют» реальные акустические пространства, придавая потрясающий реализм, хотя, как правило, за счет гибкого редактирования.
↑